Дефицит хороших психологов в школах — одна из причин, которая приводит к конфликтам и трагедиям в учебных заведениях. Сможет ли исправить ситуацию школьный психолог, выяснил «НГ».

Они не волшебники

Конфликт подростков в двух пензенских школах закончился дракой. Избиение шестиклассника девочки снимали на камеру. До этого общественный резонанс вызвали случаи в школах Перми и Бурятии, где подростки устроили резню, напав с оружием на детей. В пензенских школах стали проверять охрану и занялись психологами. 

Теперь, по инициативе губернатора, классных руководителей будут обучать на курсах психологии, для чего дополнительно потребуется 4,5 млн. рублей из областного бюджета. Кроме того, появится сайт, на котором родители и ученики смогут задать вопрос психологу онлайн, а номер мобильного телефона школьного психолога будет записан у каждого ученика в дневнике. Будет развиваться и школьная служба примирения, суть которой в том, чтобы школьники добровольно и самостоятельно решали конфликты с привлечением третьей стороны (медиатора). 

С прошлого года появились районные психологи, в планах, чтобы такие специалисты были не в половине, а во всех районах и даже во всех школах области. В Пензе из 67 школ психологи работают в 62. Однако нехватка психологов по-прежнему — большая проблема. 

— Школьные психологи, увы, не волшебники, — рассуждает психолог Марина Романовская. — Многие из них ограничены в возможностях. Какой психолог приходит в школу? Туда идут после окончания вуза, почти не имея никакой практики. Они занимаются тестированием учеников или профориентацией, и зачастую никогда не работают с конкретными сложными случаями. Психологам не хватает квалификации. Для ее повышения нужно постоянно учиться, причем за свои деньги. При зарплате школьного психолога около 8 тысяч рублей это практически невозможно. В итоге, многие уходят из профессии. Дети же с неохотой делятся своими проблемами со школьным психологом, боясь огласки. Да и сама школа, порой, относится к психологам как к лишней головной боли, буквально заявляя: «наши дети нормальные, им помощь психолога не нужна!». 

Кто поможет?

Сегодняшние подростки агрессивны, не уважают учителя, не слушают родителей, не хотят учиться и все время проводят в интернете. Учителя признают аморальность поведения нынешних детей, обвиняя в этом их самих и их родителей, которые не уделяют внимания своим отпрыскам. А родители винят учителей. В это же время психиатры констатируют, что 80% детей имеют разные психические отклонения. 

Откуда это? Вероятно, от того безразличия, которое царит в нашем обществе. Подростки не видят своего будущего, предпочитая решать проблему с помощью жестокой расправы над жизнью других и своей.

По мнению специалистов, образование сегодня оторвано от действительности, а подростку сложно реализоваться в обществе. Без денег и протекции взрослых это редко удается. Типичный подросток из «группы риска» , как говорят психологи, почти не имеет друзей и увлечений. У его родителей, из которых зачастую лишь одна мать, нет лишней тысячи-полторы рублей, тем более чтобы отдать их за один сеанс у платного психолога. Или наоборот — в семье с достатком родители не хотят замечать проблем у ребенка. Чиновники верят, что конкретную помощь таким детям сможет оказать школьный психолог. 
Защита от автоматических сообщений