Многие пензенцы вынуждены работать неофициально.Людей успешно заменяет умная техника: вместо кассиров теперь банкоматы, вместо вахтёров и охранников – камеры видеонаблюдения. В таких условиях найти себе рабочее место под солнцем становится всё сложнее.

38-летняя Наталья Березовская шила верхнюю одежду на частном предприятии. Когда оно свернулось, искала работу по знакомым. Нашла – на производстве мебели. Здесь за одну серую зарплату она и кассир, и продавец, и менеджер.

Евгений Егоркин в 44 года попал под сокращение в крупной частной компании. Мужчина 4 года не мог найти официальную работу, перебивался редкими заработками. Теперь инженер работает кладовщиком.

Подобных историй множество. За бортом можно оказаться не по своей воле и после 30 лет, и после 40.

Формулы «работать по специальности» или «всю жизнь в профессии» постепенно уходят из обихода. Стране, зарабатывающей на природном сырье, а не на развивающемся производстве, высококвалифицированные кадры в большом количестве не нужны. Настало время мастеровых, умельцев, сервисной обслуги. Делай, что умеешь, людям на благо. Если твой труд окажется востребованным, заработаешь на жизнь. Такое теперь может быть руководство к действию на рынке труда.

Сколько женщин в Пензе пекут торты и пирожные на заказ, делают на дому причёски, маникюр-педикюр! Мужчины предлагают услуги по ремонту квартир, бытовой и компьютерной техники, занимаются гаражным бизнесом: разводят домашнюю птицу, мастерят мебель, коптят рыбу.

Серая самозанятость – ещё один способ найти себя в труде, если не повезёт устроиться официально, с соцпакетом. По стране так зарабатывает себе на хлеб уже каждый четвёртый, – подсчитал недавно Минфин.

В связи с неотвратимо надвигающейся пенсионной реформой ряды «активных и умелых» могут заметно пополнится. Предпенсионный возраст правительство надеется защитить от незаконных увольнений поправками к новому закону. Но при этом в зоне риска, по мнению социологов, окажутся выпускники вузов – число вакантных мест для них заметно сократится. 

Безработица на рынке труда, по данным Левада-центра, в прошлом году вызывала беспокойство у каждого третьего россиянина. Сегодня – у каждого второго. 
Защита от автоматических сообщений